Любая компания имеет свои определённые этапы развития. Подобно живому организму, способна рождаться, развиваться, стареть и в определённый период, иметь спад.
В 1950 году Кеннет Боулдинг впервые предложил понятие “жизненный цикл предприятия”. С этого времени все социологи, маркетологи, учёные и психологи начали бурно обсуждать и развивать данную теорию.
Классическая схема жизни любого предприятия включает в себя множество стадий. Перечислим пять:
Развитие компании по кривой жизненного цикла последовательно, неизбежно и предсказуемо. Подобная эволюция обособленна тремя причинами:
Во-первых, успешная компания всегда растёт, превращаясь в серьёзную и организованную структуру. В ней появляется все больше заинтересованных лиц.
Во-вторых, требуется внедрение новых бизнес-процессов обработки информации и принятия решений.
В-третьих, компания постоянно совершенствуется и старается внедрить инновации, параллельно “прыгая” между созданием и укреплением.
Классическая модель жизненного цикла компании
Рис 1. Классическая модель, состоящая из пяти циклов
Классическая модель подразумевает свой цикл и требует организационной структуры и управления. Рассмотрим каждый период цикла подробнее:
Фаза «Стартап»:
На данном этапе компания не имеет особо организационную структуру. Абсолютно все решения принимает сам владелец бизнеса. Основная задача – создание концепции продукта, который впишется в рынок и будет конкурентоспособен (иметь повторные продажи и востребованность).
На начальной стадии компания испытывает трудности с кадровым составом. Часть сотрудников исполняется несколько функций одновременно. Руководитель участвует в процессе разработки и реализации продукта. Когда продукт становится успешным и обеспечивает стабильных доход компании, штат расширяется. Появляются новые отделы и процессы, которые требуют больше управления и времени.
Фаза «Рост»:
При стадии роста плавно увеличивается ассортимент продуктов. Компания начинает выходить из тени. Наблюдается рост продаж. На этой фазе не происходит разработка инновационных продуктов, скорее улучшение и доработка действующих.
Все процессы в компании начинают приобретать формулированный вид. Владелец отдаляется от решения мелких задач поручая это работникам меньшего звена. Сам занимается стратегическим планированием.
Наработанная база клиентов влияет на ассортимент, положение на рынке и стратегию самой компании. Кампания старается развиваться там, где достигла определённых успехов. Стадия роста подходит к концу, когда темпы продаж значительно снижаются.
Фаза «Зрелость»:
На данном этапе рост замедляется, продажи стабилизируются. Ситуация связанна с высокой конкуренции на рынке. Основной задачей становится укрепление прибыли и повышение эффективности управления. Замедляется процесс внедрения и принятия новых решений. Цель – улучшать достижения компании.
Инновационный потенциал снижается. Все новые проекты требуют взвешенного решения и дополнительного финансирования.
Фаза «Спад»:
Компания теряет деньги, конкурентоспособность. Прибыль снижается, в следствии вводится режим строжайшей экономии. Компания отказывается от инноваций. Может начать выходить из отрасли и переходить к окончательной фазе «Возрождения».
Фаза «Возрождения»:
Этап развития организации происходит тогда, когда компания понимает, что теряет свою конкурентоспособность. При наличии возможностей в борьбе за существование на рынке, вкладывает средства в развитие инноваций. Принятия решений ускоряется.
Стадия может быть, как успешной, так и не привести к росту продаж, тем самым «загнать в банкроты».
Допустим, есть компания, которая решила развивать бизнес декоративного материала и открыла небольшой магазин. Специализировался он на продаже плитки, так как товар имел большой спрос. Конкурентов в этой области не было.
Вывод: